История буддизма в Астрахани

 

 

     Одной из древнейших мировой религий (наряду с христианством и исламом) является буддизм, возникший в Древней Индии в V-VI вв. до н. э. На территории Астраханского края буддизм исповедует преимущественно калмыцкое население. Следует отметить, что распространение буддизма у калмыков происходило поэтапно. Так, в ХIII-ХV вв. среди калмыков преобладала школа тибетского буддизма — Сакья, а с конца ХVI-ХVII в. начала распространяться школа Гелугпа.

     Уже в 1578 г. в государстве Алтан-хана было принято «Учение о десяти добродетелях буддизма», которое регулировало отношения между монгольской властью и сангхой, т. е. с конца XVI в. буддизм стал фактически государственной религией у ойратов. В начале XVII в. калмыки получили разрешение кочевать по незаселенным степям Российского государства и постепенно расселились, в том числе в степях Нижнего Поволжья.

     Для калмыцкого буддизма всегда была характерна тесная связь с Тибетом, особенно в период существования относительно самостоятельного Калмыцкого ханства до 1771 г.

     В 1771 г. Екатерина II Указом на имя Астраханского губернатора Бекетова упразднила автономию Калмыцкого ханства, что постепенно привело к превращению Калмыкии во внутреннюю провинцию России. После проведения реформы по управлению калмыцким народом (конец XVIII- нач. XIX в.), несмотря на то, что права буддийского духовенства продолжали регулироваться Уложением 1640г., в каждом улусе стали избирать собственного верховного ламу вместо почитания и подчинения Далай-ламе.

     Окончательно буддийская сангха оформилась у калмыков в XIX в. после официального признания Российским правительством, которым буддизм был отнесен к числу так называемых «терпимых» вероисповеданий.

     По положению 1834 г. сангха отстранялась от гражданских дел, а «Положение» 1847 г. упразднило Ламайское духовное правление. Теперь все полномочия переходили к Ламе калмыцкого народа, который назначался Правительствующим сенатом с согласия Министерства государственных имуществ. Вместе с тем сангха получила оконнательное оформление.

     Что касается культовых сооружений, то до XVIII в. у калмыков строились преимущественно кочевые хурулы, однако на рубеже XVIII-XIX вв. у калмыков появляются стационарные культовые здания. Самым известным и значительным из них является Хошеутовский хурул, построенный князем Тюменем в честь победы в войне 1812 г.

     В связи с вероисповедальной политикой Временного правительства, принявшего постановление «Об отмене вероисповедальных и национальных ограничений» (20 марта 1917 г.) с 1917—1929 гг. начинается период расцвета буддизма. Строятся новые хурулы и дацаны.

    В июле 1917 г. в Астрахани состоялся съезд мирян и буддийского духовенства астраханских, енотаевских и терских калмыков. На нем были сформированы органы духовного управления и принято решение об увеличении количества хурулов в регионе. Однако антирелигиозная политика Советского правительства не обошла и буддийское духовенство. По данным на начало 80-х гг. в Астраханской области не было ни одного религиозного объединения буддистов.

    В настоящее время ситуация принципиально меняется. Центром возрождения буддийской культуры стал Лиманский район, в котором начато строительство буддийских культовых сооружений. Руководством области начата реставрация памятника буддийской архитектуры — Хошеутовского хурула в с. Речное Харабалинского района.

 

 

источник- История Астраханского края: Монография. — Астрахань: Изд-во Астраханского гос. пед. ун-та, 2000. 1122 с.

 

Hosted by uCoz