История буддизма в
Астрахани Одной из
древнейших мировой религий (наряду с
христианством и исламом) является
буддизм, возникший в Древней Индии в V-VI Уже в 1578
г. в государстве Алтан-хана было принято
«Учение о десяти добродетелях буддизма»,
которое регулировало отношения между
монгольской властью и сангхой, т. е. с
конца XVI в. буддизм стал фактически
государственной религией у ойратов. В
начале XVII в. калмыки получили разрешение
кочевать по незаселенным степям
Российского государства и постепенно
расселились, в том числе в степях
Нижнего Поволжья. Для
калмыцкого буддизма всегда была
характерна тесная связь с Тибетом,
особенно в период существования
относительно самостоятельного
Калмыцкого ханства до 1771 г. В 1771 г.
Екатерина II Указом на имя Астраханского
губернатора Бекетова упразднила
автономию Калмыцкого ханства, что
постепенно привело к превращению
Калмыкии во внутреннюю провинцию России.
После проведения реформы по управлению
калмыцким народом (конец XVIII- нач. XIX в.),
несмотря на то, что права буддийского
духовенства продолжали регулироваться
Уложением 1640г., в каждом улусе стали
избирать собственного верховного ламу
вместо почитания и подчинения Далай-ламе.
Окончательно буддийская сангха
оформилась у калмыков в XIX в. после
официального признания Российским
правительством, которым буддизм был
отнесен к числу так называемых «терпимых»
вероисповеданий. По
положению 1834 г. сангха отстранялась от
гражданских дел, а «Положение» 1847 г.
упразднило Ламайское духовное
правление. Теперь все полномочия
переходили к Ламе калмыцкого народа,
который назначался Правительствующим
сенатом с согласия Министерства
государственных имуществ. Вместе с тем
сангха получила оконнательное
оформление. Что
касается культовых сооружений, то до XVIII
в. у калмыков строились преимущественно
кочевые хурулы, однако на рубеже XVIII-XIX вв.
у калмыков появляются стационарные
культовые здания. Самым известным и
значительным из них является
Хошеутовский хурул, построенный князем
Тюменем в честь победы в войне 1812 г. В связи
с вероисповедальной политикой
Временного правительства, принявшего
постановление «Об отмене
вероисповедальных и национальных
ограничений» (20 марта 1917 г.) с 1917—1929 гг.
начинается период расцвета буддизма.
Строятся новые хурулы и дацаны. В июле 1917 г.
в Астрахани состоялся съезд мирян и
буддийского духовенства астраханских,
енотаевских и терских калмыков. На нем
были сформированы органы духовного
управления и принято решение об
увеличении количества хурулов в регионе.
Однако антирелигиозная политика
Советского правительства не обошла и
буддийское духовенство. По данным на
начало 80-х гг. в Астраханской области не
было ни одного религиозного объединения
буддистов. В настоящее время ситуация принципиально меняется. Центром возрождения буддийской культуры стал Лиманский район, в котором начато строительство буддийских культовых сооружений. Руководством области начата реставрация памятника буддийской архитектуры — Хошеутовского хурула в с. Речное Харабалинского района. источник- История Астраханского края: Монография. — Астрахань: Изд-во Астраханского гос. пед. ун-та, 2000. 1122 с.
|
---|