ОСВЯЩЕНИЕ.
Недавно произошло удивительное событие: освящение "Калмыцкого хуру-ла" — памятника исторической победе над Наполеоном, воздвигнутого в ставке калмыцкого князя Серебджаба Тюменя по проекту его брата — архитектора Батур-Убажи-Тюменя, известного исследователя истории калмыцкого народа. В основание храма тибетским монахом Гован Чомбе были положены святыни буддизма. Хурул посвящался Будде в благодарность за счастливое возвращение калмыцких полков, воевавших в составе Русской армии. Но возводился он не только как калмыцкий храм: Тюмень строил здание в ознаменование победы в Отечественной войне 1812 года и бережно хранил в хуруле полковое знамя и древние калмыцкие знамена, бывшие с полком во всех походах. Храм сочетал элементы буддийской и православной архитектуры и был символом единства двух народов, отстоявших Россию от завоевателей в кровопролитной и судьбоносной войне.
Встречу у храма и торжественный молебен организовали местная религиозная организация Заволжья "Община буддистов", Астраханское отделение Международной Лиги защиты культуры, Калмыцкое общество «Истина души» при Всероссийском обществе репрессированных граждан и народов "Мемориал" (при содействии администрации области).
На боковую стену храма был укреплен памятный щит, на котором храм обозначался как памятник истории и культуры XIX века, для паломников и всех желающих содействовать возрождению духовных традиций калмыцкого народа даны реквизиты "Общины буддистов", которая взяла на себя опеку над останками храма.
Перед храмом представителем областной администрации А. Стадником были произнесены торжественные и сердечные слова об исторической связи русского и калмыцкого народов, веками проживающих на Астраханской земле.
Председатель Астраханского отделения Международной Лиги защиты культуры к.и.н. Н.Д. Марисова напомнила присутствующим об Охранном пакте Рериха -- первом международном правовом акте в защиту культурных и исторических памятников, символом которого стало "Знамя культуры". Согласно предложению автора пакта Н. Рериха, знамя должно развиваться над всеми памятниками, которым грозит разрушение.
С болью и горечью-рассказал о судьбе буддийских храмов и трагических репрессиях, постигших калмыцкий народ, Петр Огирович. Он закончил выступление словами: "Хотелось бы верить в доброе отношение России к калмыцкому народу, в течение трех веков разделявшему все исторические тяготы, выпавшие на долю России, сражавшемуся в рядах русских войск и отличавшемуся беспредельной храбростью, о чем свидетельствуют останки когда-то великолепного храма - единственного памятника Отечественной войны 1812 года во всем Нижнем Поволжье."
После водружения щита и торжественных речей началась служба в разрушенном храме. Службу-молебен проводил тибетский лама Нованг Реглан. Храм заполнили жители села Заволжское, гости, приехавшие из Астрахани, Цаган-Амана. В звенящей тишине звучала молитва о возрождении храма.
Когда же услышана будет мольба древних руин власть имущими?
Историческая справка. Двадцать три больших и 40 малых хурулов было в Астрахани и Астраханской области. С 1930 по 1937 гг. 145 лам и все храмы были уничтожены.
Е. Рожкова.
|