ХОШЕУТОВСКИЙ ХУРУЛ И ПЕРСПЕКТИВЫ ЕГО ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНОЙ РЕКОНСТРУКЦИИ.

 

Уникальным памятником буддийской культуры является Тюменевский  хурул Хошеутовского улуса, расположенный в с. Речное Харабалинского района Астраханской области. Вместе с тем старейший буддийский храм в Европе является памятником военной доблести калмыцкого народа, построенным князем Середжабом Тюменем, активным участником Отечественной войны 1812 г. в ознаменование победы над Наполеоном. Проект хурула (монастыря) был создан братом подполковника Тюменя – Батуром.Убаши. Основные работы по возведению храма были завершены в 1817 г. на средства владельца и населения Хошеутовского улуса.         

         В калмыцкой архитектурной традиции существовало три вида хурульных комплексов, в зависимости от используемого материала – войлочные, деревянные, каменные. Хошеутовский хурул выстроен из камня и несет в себе своеобразный синтез восточных и западноевропейских архитектурных традиций. Признанным фактом является ориентация архитекторов хурула на проект Казанского собора в Петербурге. Ансамбль сооружений Хошеутовского хурула состоял из молельной, центральной башни и двух галерей, отходивших от нее полукругом и заканчивавшихся двумя малыми башнями. Молельня (базилика) и главная башня – единственное, что сегодня сохранилось от величественного сооружения XIX столетия.

 

      В этот период в Калмыкии наблюдается подъем местных живописных школ, призванных обеспечивать нужды верующих. У Г.С.Лыткина находим: «…калмыки…прилежно занимаются живописью и сами на материях  пишут красками изображения их бурханов, чем заменяют недостаток вылитых бурханов». Так, при храме в ставке князя Серебджаба Тюменя в Хошеутовском улусе, имелись свои живописцы. Они – авторы монументальных росписей в главном здании хурула Хошеутовского улуса.

     Два столетия отделяют стенные росписи ойратских монастырей-крепостей от монументальной живописи, богато украшавшей калмыцкие храмы. Останки хурула Тюменя, сооруженного в первой трети Х1Х столетия, до сих пор хранят быстро разрушающиеся фрагменты стенной живописи. Уникальные на сегодня образцы монументальной храмовой живописи калмыков представляют собой выцветшие от времени фрагментарные изображения людей, птиц и цветов. Для колорита росписей характерно приглушенное сочетание голубого, зеленого, желтого и лилового с контурной обводкой рисунка.

     В круглом башенном входе каменного храма еще можно видеть изображение журавлей и человека, летящего на птице. Чуть выше располагается плохо сохранившийся полукруглый живописный фриз, образованный размытыми теперь очертаниями пяти человеческих фигур.  

     Особой выразительностью отмечено изображение танцующего монаха в длинном халате, подвязанном кушаком. Поза его исполнена живой непосредственности движения. Бритая голова не покрыта, в ухе видна серьга (так носили серьги мужчины – калмыки), скуластое лицо улыбается. В высоко поднятой руке он держит небольшое круглое зеркальце, заставляющее вспомнить один из атрибутов шамана. На плече монаха – шестилапая лягушка, на которой согласно калмыцкой космогонии держится земной материк. Ее называют «золотой лягушкой» (калм. «алтын мекля»), в живописных композициях храмов Калмыкии ей отводилось немаловажное место.  Вторая слева фигура в противовес  первой исполнена статики. Это мужчина с умным выражением бесстрастного лица, сидящий на сложенных по – калмыцки ногах. Одет он в богатый халат, расшитый драконами, на голове у него калмыцкая «хаджилга», четырехугольная шапка с красной круглой кистью на макушке. Вспомним, что само название народа «улан залата хальмг» дословно означает «калмык с красной кисточкой». Эта деталь головного убора, перешедшая к калмыкам от их этнических предшественников-ойратов, получила широкое распространение в массах, служа как бы наглядным выражением их отличия от остальных монголов. Думаем, это - портрет конкретного и, по всей вероятности, светского человека, имевшего непосредственное отношение к строительству храма. Может быть, сам нойон Серебджаб Тюмень, или его брат Батыр-Убаши Тюмень, руководившие строительством храма и всего хурульного комплекса. На коленях изображенный придерживает двумя руками развернутый свиток, который может быть и планом – проектом храма.                             

     Центральная третья фигура из пяти сохранившихся своими очертаниями напоминает Белого Старца с посохом. Остальные фигуры едва различимы. Весь фигурный ряд дан в раме цветочного орнамента, выполненного трафаретом. Многочисленные росписи, по свидетельствам очевидцев – старожилов с. Речное, покрывавшие другие поверхности стен центрального здания Тюменевского хурула снаружи и в интерьере, не сохранились.             

     Не сохранились и изображения львов внизу перегородки, отделяющей среднюю часть хурула от святилища, связанные сюжетом, как утверждает Н.Н. Пальмов, с народной песней о Лоузанг – Шуну. Хорошо просматриваются эти изображения на рисунках братьев – художников Г.Н. и Н.Н. Чернецовых, ныне хранящихся в собрании Государственного Русского Музея. Они побывали в Тюменевке, так называлось село, во второй половине ХIX века, оставив после себя интересный краеведческий материал о калмыках, зафиксированный в графических произведениях.  

     Трудно сейчас представить в целом стенные росписи Тюменевского храмового комплекса, ныне почти полностью разрушенные людьми и временем. Были они и на внешней поверхности стен купольного входа в главное святилище. Еще в 1963 году здесь просматривалось изображение двух фигур, одетых в длиннополую монашескую одежду с повязками «оркимджи» через плечо. А в интерьере второго яруса главного храмового здания был различим живописный фриз, изображавший жанровые сцены из жизни Цзонхавы, основоположника желтошапочного направления северного буддизма (калм. «шара махлата шаджин»).                                       Росписи делали местные хурульные живописцы, о которых пишет П.П. Небольсин в «Очерках быта калмыков Хошеутовского улуса». Они же, работавшие в иконописной мастерской при хуруле, восполняли нужды верующих в культовых полотнах.

          Художники, как свидетельствуют современники, состояли почти при каждом храме. Но были еще и центры (школы) живописи, где получали профессиональные навыки и совершенствовались в своем мастерстве художники-иконописцы. Покровителем зурачи  (художников-иконописцев – С.Б.) является Мандзушри, один из персонажей пантеона северного буддизма, как отмечает И.А.Житецкий, исследовавший быт астраханских калмыков.

     Явственно выражен фольклорный характер стенных росписей хурула, по – лубочному непринужденных и красочных. Отсутствие в фигурных композициях классических персонажей пантеона – будд и бодхисаттв можно объяснить существованием у калмыков в XVIII – начале XIX в.в. развитой системы добуддийских воззрений. Их длительному сохранению способствует удаленность Калмыкии от традиционных культурных центров буддизма, и в связи с этим ослабление, а затем и прекращение контактов с Монголией и Тибетом. Последнее явилось закономерным результатом упразднения Калмыцкого ханства на территории России. Все это оказывало непосредственное влияние на дальнейшее развитие культового искусства. В живописи буддизма, в частности, наблюдается процесс вторичной фольклоризации пантеона, полученного в наследство от ойратов и принесенного ими из Джунгарии. Это было обусловлено сильным воздействием народной художественной культуры:  фольклора, мифологии, искусства.

         XIX в. - период активизации исследований калмыцкой истории и культуры представителями различных слоев российского общества, и в частности, ученых – монголоведов, этнографов, краеведов. А.М. Позднеев, И.А. Житецкий, П.И. Небольсин, П.А. Смирнов и многие другие внесли существенный вклад в калмыковедение, дав начало современным отраслям знания.   

         Не был обделен вниманием и Хошеутовский хурул, описания которого оставили многие исследователи Астраханского края. XIX  века. В 1907 г. были проведены реставрационные работы  в хуруле под руководством В.Б. Вагранека-Вальдовского, архитектора Управления калмыцким народом. Хошеутовский хурул можно рассматривать своеобразным символом взаимодействия духовных и светских властей России  XIXXX  веков. Построенный в период значительного ограничения самостоятельности буддийской церкви в калмыцкой степи, Хошеутовский хурул стал символом победы не только в войне 1812 года, но также и над российской бюрократией, тормозившей его строительство.

Период Советской власти стал трагическим для многих культовых сооружений страны. В Нижнем Поволжье в ходе культурной революции велась планомерная борьба с буддизмом, в ходе которой разрушались культовые строения. В результате ее значительно пострадал  Хошеутовский хурул. В 30-е годы хурул становится сначала детским садом, затем школой и зернохранилищем. В 60-е годы колхозу понадобился кирпич для строительства коровника – с этой целью были снесены галереи и малые  башни хурула. Сегодня сохранилось лишь основное монастырское здание – трехнефная молельня с  трехъярусной башней. Исследовательскую историко-культурную реконструкцию монастырского комплекса представляет собой издание «Хошеутовский хурул», появившееся в сотрудничестве авторов И.Борисенко и Б.Мошулдаева.

После депортации калмыков в 1943 г. село Тюменевка, вошедшее в состав Астраханской области, получило название Речное, которое осталось за ним и по сей день.

На волне интереса к религии, к историческому прошлому народов России в конце 80-х – начале 90-х годов XX века возник проект реставрации памятника архитектуры. В сентябре 1989 года руководством Калмыцкой АССР и Астраханской области было принято решение о начале работ по реставрации памятника, создан оргкомитет и определены задачи реставрационной деятельности. О проекте реставрации рассказывает астраханская газета «Волга»: в целях «сохранения памятника и укрепления межнациональной  дружбы» комиссия во главе с председателем Астраханского облисполкома А.П. Гужвиным и председателем Совмина Калмыцкой АССР Б.Ч. Михайловым постановила начать реконструкцию памятника.  Был утвержден объем работ, составлена смета (1 млн. руб.), подрядчиком выступало объединение «Россреставрация».

 

На совещании оргкомитета, состоявшемся 23 октября 1990 года в Астраханском  музее-заповеднике, прошло обсуждение вопроса о реставрации Хошеутовского хурула в присутствии представителей двух заинтересованных сторон: Калмыцкой АССР (в составе делегации И.Г. Костюков – зам. министра культуры КАССР;  Л. Б. Зулаева – зам. пред. ВООПИК КАССР; И.В. Борисенко – искусствовед; Мучкинов А.Д.- архитектор, член оргкомитета), и Астраханской области  (Т. И. Шерипанова – инструктор обкома КПСС; В.М. Лесников – начальник управления культуры облисполкома; Шлакин А.М. – начальник ХРПУ «Госреставрация»; Полякова А.А. – зам. пред. ВООПИК).

На заседании была подчеркнута историко-культурная значимость реставрации архитектурного памятника. Вместе с тем обсуждение выявило различие подхода сторон к данному вопросу. Ряд представителей КАССР первоначально настаивали на передаче памятника буддийской общине и проведении реставрации силами верующих. Астраханская сторона в этом была не заинтересована.

В ходе обсуждения было принято решение о создании на базе реставрированного хурула филиала АГОИАМЗ - музея этнографии Астраханского края, создании фонда, проведении конференций . Решено было начать реставрационные работы в мае 1990 года. По плану реставрации, представленному архитектором «Астрахансельхозпроект» памятнику выделялась охранная зона, для организации которой планировалось снести 8 жилых домов, углубить и укрепить берег Волги. Поэтапное восстановление памятника должно было занять 10 лет .

         О значении, которое придавали сотрудники Астраханского музея-заповедника данному проекту, свидетельствует активизация научно-исследовательской работы учреждения. В планах по развитию Астраханского музея-заповедника на 1991–2005 годы значилось открытие историко-архитектурного музея в Хошеутовском хуруле села Речное. Музей, который планировалось открыть в 1995 году, должен был стать центром научно-просветительной работы: рассказывать об истории создания калмыцкого хурула,  его культурном значении, о народах, населяющих Астраханский край.

         Подготовка тематического плана музейной экспозиции и выставки «Хошеутовский хурул» была поручена старшему научному сотруднику Отдела истории АГОИАМЗ Е.В Казаковой. В ходе научно-исследовательской работы  ею в 1992 году были подготовлены исторические справки «Материальная культура калмыков» и «Ламаизм у астраханских калмыков»), а также тематико-экспозиционное планирование экспозиций Хошеутовского хурула. 

           В планах музея значилось создание новых экспозиций, одна из них – «Хошеутовский хурул – памятник истории и культуры». Для организации данной выставки провозглашалась необходимость  проведения историко-бытовых комплексных экспедиций в с. Речное, воспроизведения и реконструкции экспонатов (калмыцких икон-дарцигов, заказ знамени II Калмыцкого полка), реставрации и консервации этнографического материала (молитвенное полотно).

В 1991 году объединением «Росреставрация» были начаты работы по восстановлению памятника – силами бригады В.М. Буйлова. После прекращения финансирования все работы были свернуты.  

В настоящее время тема Хошеутовского хурула вновь злободневна. Вопрос о реставрации  памятника в последние несколько лет поднимался буддийской общиной Астраханской области и представителями калмыцкой общественности, заинтересованной в востановлении памятника национальной культуры. Вместе с тем, несмотря на обращения широких кругов общественности республики и области, Астраханская администрация оставляет актуальный вопрос без внимания. Время идет и это губительно для архитектурного памятника, который мог быть музеем, научно-исследовательским центром, работающим на культурное просвещение населения.

Выход из критической для сохранности и функционирования памятника ситуации видится в следующем:  1) изменении статуса памятника (передаче его из-под юрисдикции администрации Астраханской области); 2) создании общественного фонда по восстановлению памятника, в который бы вошли  наиболее значимые в культурном отношении общественные организации двух регионов; 3) финансовой прозрачности деятельности данного фонда (ежемесячные отчеты в СМИ о деятельности фонда привлекут средства меценатов и благотворительных организаций). 

Наиболее адекватным демократическому духу времени нам видится создание на базе Хошеутовского хурула музея-храма, ориентированного на культурное обслуживание населения и принятие экскурсантов, а также на проведение служб в дни буддийских праздников и приеме населения. Последнее будет отвечать насущным потребностям верующих Астраханской области и Республики Калмыкия.

В целях музеефикации архитектурного памятника «Хошеутовский хурул» научными сотрудниками Астраханского объединенного музея-заповедника подготовлена экспозиция «Быт и культура приволжских калмыков», значительную часть которой составляют вновь атрибутированные экспонаты, относящиеся к художественной культуре калмыцкого буддизма. Научное курирование деятельностью будущего музея могло бы осуществляться Калмыцким институтом гуманитарных исследований Российской академии наук.

Батырева С.Г., заведующий Музеем калмыцкой традиционной культуры имени Зая-падиты КИГИ РАН

Курапов А.А. м. н. с. Астраханского Государственного объединенного историко-архитектурного музея заповедника.

 

Hosted by uCoz